Логопед Красноярск. Детский Логопед.
ИНДИВИ
ДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ:
Проводятся, учитывая возраст и индивидуальные особенности развития ребенка. В занятия входят следующие направления:
— коррекция звукопроизношения;
— развитие фонематического слуха;
— общее развитие речи;
-обучение чтению;
— растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет).
Ребенок овладевает речью постепенно. До 2-х лет процесс овладения произношением носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенком многое пропускается, переставляется. Воспринимается, прежде всего, то, что сильнее действует на слух ребенка и легче артикулируется. Постепенно из воспринимаемых звуковых комплексов вычленяются слова, слоги, звуки.
На этом этапе развития речи формируются основные гласные и согласные звуки, связанные с переживаниями и эмоциональными потребностями ребенка.
В возрасте 2-3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину.
К 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. Однако даже в этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.
Развитию патологической речи способствуют различные заболевания матери во время беременности, заболевания ребенка в ранние периоды развития (от 0 до 3 лет). Травмы, психоэмоциональные ситуации, травмирующие еще не зрелую психику ребенка.
Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:
1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: диссиксия, дисграфия)
4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
5. В будущем — личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений — главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Можно выделить некоторые виды дефектов речи:
задержка речевого развития (ЗРР);
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетические и фонематические нарушения (ФиФН);
дислалия;
дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент);
заикание и др.
Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.
ЗРР –
задержка речевого развития — отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.
Развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:
— развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;
— овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;
— активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается;
— овладение смысловой стороной речи.
В психическом развитии ребенка речь имеет важное значение, выполняя три главных функции: Коммуникативную, обобщающую, регулирующую.
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции.
Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.
ОНР – общее недоразвитие речи — это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.
Дизартрия — нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии:
— расстройство артикуляции звуков
— нарушение голосообразования
— изменение темпа и ритма речи
— изменение интонации.
Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.
Причины дизартрии:
органические поражения ЦНС в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем развитии.
Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда и родителей.
Звоните по всем вопросам: