Динамическая Проприоцепторная Коррекция При Помощи Лечебного Костюма «Адели»
Концепция восстановительного лечения детей с расстройствами речевых, двигательных и психических функций церебрального происхождения с использованием лечебных костюмов «Адели» разработана в 1991г. группой российских клиницистов и физиологов на базе новейших для своего времени достижений в области космической медицины. Базовый вариант нагрузочного костюма представляет собой силовую систему, состоящую из опорных элементов и эластичных регулируемых тяг, с помощью которой с лечебной целью создается нагрузка на опорно-двигательный аппарат ребенка. В своей совокупности элементы силовой системы нагрузочного костюма действует как эластичный внешний каркас, не ограничивая амплитуду движений ребенка, а лишь утяжеляя с лечебной целью их выполнение.
Конструкция костюма «Адели» позволяет:
- Скорректировать позу и положение частей тела относительно друг друга, сохраняя при этом двигательную активность ребенка.
- Создать продольную осевую нагрузку на костно-опорный аппарат ребенка, включая плечевой пояс, позвоночник и конечности.
- Затруднить или облегчить отдельные виды движения.
- Создать эластичный фиксирующий каркас
- Частично компенсировать отсутствующую функцию мышцы.
- Способствовать общей физической тренировке с активацией и
нормализацией висцеральных систем и органов, что важно для детей с ДЦП ввиду часто встречающейся недостаточности функционирования таких систем, как внешнее дыхание, кровообращение и т.д. Постепенно это приводит к разрушению сложившихся патологических синергий и становлению новых нормализованных рефлекторных связей.
Общие задачи методики «Адели»
- Одномоментная коррекция положения тела, приближающегося к физиологическому, активация и нормализация афферентного потока проприоцептивной импульсации;
- Разрушение патологических мышечных синергий путем изменения состояния тонуса мышц-антагонистов;
- Изменение условий функционирования центральных представительств системы управления движением, двигательного анализатора и выработка близкого к физиологическому стереотипа движения.
Частные задачи занятия в лечебном костюме «Адели»
Развитие двигательной компетентности:
- Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия и ориентировки в пространстве)
- Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук;
- Улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- Нормализация мышечного тонуса;
- Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.)
- Улучшение подвижности в суставах;
- Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
- Улучшение общей опорности конечностей и их отдельных сегментов;
- Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Основными принципами при тренировке двигательных функций являются: принцип онтогенетической последовательности и параллельность тренировки всех видов активности (сидение, стояние, ходьба, равновесие и координация)
Развитие речи посредством движения
- совмещение звука и движения;
- звукоподражание (например: показать, как ходит и разговаривает кошка);
- придавание звуковой окраски движениям (например: идущему по лестнице ребенку Тиме сказать: «Тима идет по лестнице»);
- использование ролевых двигательных игр со звуковым выражением;
- осуществление ритмизации двигательной деятельности (совмещение звука, ритма и движения);
- включение в гимнастику дыхательных упражнений. Дыхание — составная часть звукообразования;
- включение в занятие упражнений для формирования мелкой моторики.
Формирование пространственных и временных представлений:
— дальше — ближе; выше — ниже; слева — справа;
— больше — меньше; много — мало;
— быстро — медленно; часто – редко и т.д.
Изучение в процессе предметной деятельности различных физических свойств материалов (тяжелый — легкий, гладкий — шершавый и т.д.), а также назначения предметов (для чего они применяются и др.).
Противопоказания к использованию лечебного костюма «Адели»:
- Деструктивные изменения и грубые деформации в позвоночнике;
- Вывихи и подвывихи, дисплазия тазобедренных суставов
- Эпилепсия;
- Выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психоэмоциональной сферы;
- Соматические заболевания в стадии декомпенсации;
- Врожденный порок сердца с декомпенсацией;
- Лихорадочные состояния
Частота курсов
Повторные курсы с использованием методик «Адели» рекомендуется проводить через 3-4 месяца