Биологическая обратная связь (БОС) – метод коррекции и реабилитации, основанный на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния.
Для проведения БОС терапии используется аппаратно-программный комплекс «Реакор» фирмы «Медиком» (Россия), который позволяет решать как диагностические задачи (изучение динамики изменения психофизиологического состояния пациента), так и лечебно-профилактические (собственно тренинг). Во время тренинга пациенту предлагается посредством соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые должно быть оказано влияние.
При работе с пациентами по методу биологической обратной связи (БОС) используется комплексный подход, включающий последовательную и/или попеременную работу с разными видами сигналов биологической обратной связи, а также учитываются индивидуально-психологические особенности пациентов.
Метод позволяет уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления, оптимизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки диафрагмального типа дыхания, научиться самостоятельно преодолевать и подавлять болезненные проявления, восстановить высокую работоспособность, хорошее самочувствие и настроение, спокойствие и уверенность в своих силах.
ПОКАЗАНИИЯ К БОС-ТЕРАПИИ
Для детей:
«Школа спокойствия»
Уменьшает проявления вегетативной и эмоциональной напряженности. Показан детям, в состоянии повышенной тревожности, физического и эмоционального перенапряжения. А так же используется при следующих нарушениях: Невротические, тревожные расстройства; Заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония и функциональные головные боли; функциональные нарушения ритма сердца; артериальная гипертензия)
«Школа дыхания»
Формирование навыков нового дыхательного поведения с преобладанием в состоянии покоя диафрагмального типа дыхания. Показан детям, в состоянии повышенной тревожности, физического и эмоционального перенапряжения, а так же коррекции концентрации внимания. А так же используется при следующих нарушениях: Нарушения речи у детей (дизартрия, общее недоразвитие речи, Заикание у детей (логоневроз), Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), Эмоционально-волевые нарушения, Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, острый и хронический бронхит), Вегето-сосудистая дистония, гипервентиляционный синдром, Малые респираторные аллергозы
«Школа зрения»
Тренировка навыков концентрации зрительного внимания, через подавление выраженности Альфа-ритма в ЭЭГ. (Необходима консультация офтальмолога)
«Школа внимания»
Включает в себя несколько вариантов тренингов, во ходе которых ребенок учится управлять Альфа-, Бета-, Тета- ритмами. Используется при следующих нарушениях: (Функциональные нарушения, вызванные длительным хроническим стрессом (психоневрологические, психологические, психосоматические), Синдром нарушения внимания, Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ), Трудности обучения (нарушения развития способностей к арифметическому счету, расстройство экспрессивного письма, алексия и т.д.), Последствия черепно-мозговых травм, сопровождающихся снижением когнитивной функции, Снижение познавательных и моторных функций (снижение продуктивности памяти, адинамия, повышенная умственная и физическая утомляемость)
«Школа здоровья»
Оптимизация тонуса мышц, обеспечивающих правильное положение позвоночника, а так же регуляция и коррекция мышечного тонуса . Используется при следующих нарушениях: Сколиоз, Кифоз, Парезы и спастические параличи, Гипо- и гипертонус мышц при различных нарушениях
Для взрослых:
Температурный тренинг
Электро-миографический тренинг
Тренинг по частоте сердечных сокращений
Электро-энцефалографический тренинг
Дыхательный тренинг
Тренинг по показателям кровообращения
Тренинг по повышению стрессоустойчивости
Тренинг регуляции двигательной активности
*Необходима консультация врача соответствующей специализации
Показания к проведению:
Невротические, тревожные расстройства, депрессии; Панические атаки
Расстройства термо-регуляции с понижением кровообращения (атеросклероз, тромбоз, васкулиты), Восстановление после травм, Головные боли напряжения;
Заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония и функциональные головные боли; функциональные нарушения ритма сердца; артериальная гипертензия; гипертоническая болезнь, реабилитация после перенесенного инфаркта миокарда, инсульта), Подготовка беременных к родам
Заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие); Совершенствование двигательных функций в спорте
Последствия заболеваний центральной и периферической нервной системы (инсульт, детский церебральный паралич и т.д.); ВСД
Последствия черепно-мозговых травм (повышенная утомляемость, головные боли);
Хронические абструктивные поражения дыхательной системы, бронхиальные астмы,
КАК ПРОВОДИТСЯ:
Коррекция по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. В ходе сеанса приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у пациента физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, например, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи.
Таким образом, приборы и компьютерные тренажеры БОС позволяют пациенту не только «видеть и слышать» как функционирует его организм, но и, используя специальные методические приемы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и само регуляции с помощью скрытых физиологических резервов. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором пациент обучается тому, как помогать себе самостоятельно.
Сеансы тренировок по методу БОС строго индивидуальны, дозированы и контролируются инструктором в ходе каждого сеанса на протяжении всего цикла лечебно-коррекционного курса.
Новейшие игровые возможности компьютерных технологий, основанные на принципе поощрения правильно выполняемых заданий, обеспечивают высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов как у взрослых, так и у детей.