Двигательная активность — важнейший компонент жизни. Тело, данное нам от рождения, в дальнейшем сохраняет свою форму и возможности благодаря движению [3с.6]. Двигательная активность – это суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности [ 2с.157 ]. В своей практической деятельности, как инструктор по лечебной физической культуре, в развитии двигательной активности и компетентности у людей с ограниченными возможностями я руководствуюсь основными принципами кинезитерапии и концептуальной системой Kinaesthetics. Основные принципы кинезитерапии:
Управление движений руками методиста (родителя). Принцип, который чаще применяется при работе с детьми с ДЦП. С самого начала кинезитерапевтического воздействия методист (родитель) контролирует три сферы движения и позы: голова, плечевой пояс, тазовый пояс. Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы — в основном, так называемые, реакции выпрямления (головы по отношению к телу и наоборот, или одних сегментов тела по отношению другим). Умело направляя движение, обеспечивается его правильность, облегчается стабилизация конечностей при опоре на них и сохранение достигнутого положения.
Многократность выполнения по принципу становления временных связей способствует закреплению рефлексов и навыков приближенных к нормальным, а также приближает к нормальному мышечное напряжение.
Выполнение движений в медленном темпе в пространстве данной конкретной сферы тела. Медленно выполняемое движение «выжиданием» от пациента активного сотрудничества, позволяет проявляться активным движениям в пространстве всего остального тела. Части тела, наиболее отдаленные от сферы непосредственного воздействия, обнаруживают относительно наибольшую активность. Смена сферы воздействия способствует всестороннему стимулированию пациента и позволяет добиться эффекта самостоятельного движения при постепенном уменьшении внешней помощи. С момента, когда пациент начинает пользоваться сформированными таким путем стереотипами для организации собственного «спонтанного» движения, в головном мозге устанавливаются новые связи, и при дальнейшем нормальном закреплении двигательных навыков это сохранится как постоянное достояние.
Доступность и постепенность усложнения упражнения.
Речь идет о том, что при выполнении пациентом с запаздывающим созреванием рефлексов слишком сложных упражнений, усиливаются патологические рефлексы, проявляющиеся избыточным мышечным напряжением или усилением дополнительных движений. При продолжении занятий с неадекватной усиленной нагрузкой наступает их фиксация. С другой стороны, упражнения не должны быть чересчур легкими, потому что они не вызывали бы в этом случае повышения активности.
Последовательное возрастание степени сложности является принципом достижения прогресса в тренировках. Восстановительные упражнения должны проводиться с умеренным дозированием сложности.
Индивидуальность выполнения упражнений и медленный темп способствует концентрации внимания на собственном теле, его ощущении.
Более ранняя реабилитация позволяет повлиять на головной мозг, когда он еще является «чистой страницей». Отсутствие фиксированных деформаций конечностей позволяет легче манипулировать телом [4с.120-121].
В основе научных положений Kinaesthetics лежит кибернетика, центральным элементом которой, является теория контроля обратной связи (Feedback Control Theory), представляющая собой модель для описания регулирующих и управляющих процессов в системах, в том числе и организма. Согласно кибернетическим знаниям, живые существа регулируют и управляют своими жизненными процессами изнутри (саморегуляция). В центре концептуальной системы Kinaesthetics — все виды деятельности человека. Шесть концепций образуют шесть точек зрения, позволяющие дифференцированно рассматривать и ощущать двигательную деятельность.
Первая концепция «Взаимодействие» — это основа для последующих концепций. Она помогает развить чувствительность к своему собственному восприятию, к восприятию собственного движения, что обеспечивает доступ к ощущению различий и взаимодействий, происходящих в собственном теле и во время взаимоотношений с другими людьми.
Концепции «Функциональная анатомия», «Движение человека», «Напряжение» аналитически рассматривают человеческую деятельность, представляют определенное единство и служат друг другу основой. Эти концепции помогают понять и ощутить виды напряжения, человеческую анатомию и ее влияние на движение, ощутить виды напряжения. «Движение» подразумевает не только целенаправленное действие, отчетливо заметное извне, но и любые непроизвольные жизненные процессы и продолжительную, активную работу мышц для распределения веса частей тела в условиях гравитации. Все эти движения постоянно происходят на различных уровнях в каждом живом организме. В человеческом движении ощущаются стабильные и нестабильные аспекты. Нет такого человека, который мог бы, например, стоять на одной ноге без того, чтобы один определенный компонент движений не стабилизировал соотношение масс друг к другу, а другой компонент движений при этом не изменял бы эту связь между массами. В течение всей своей жизни человек, посредством комбинации этих двух компонентов развивает индивидуальную модель движения, которую он использует для выполнения определенных повседневных действий. Часто они не осознаются человеком. Осознанное изучение собственных моделей движения позволяет конструктивно приспособить их в постоянном учебном процессе к изменяющимся требованиям и условиям. Концепция «Движение» рассматривает и такие компоненты, как «опорное» и «транспортное» движение. «Опорное движение». — компонент движения, который обеспечивает определенную стабильность — соотношение между частями тела или массами в вертикальном положении. для выполнения каждого действия «Транспортное движение» — компонент движения, изменяющий соотношение между массами.
Концепция «Напряжение» помогает понять и ощутить в нашем теле различные качества напряжения, обозначающимися понятиями «тянуть» и «давить» и комплексное взаимодействие этих обоих видов напряжения.
Концепция «Человеческая функция» рассматривает человеческое движение и вопросы: какие функции выполняет человеческое движение. Существует «простая функция», т.е. организация своего веса в условиях силы тяжести и «комплексная функция», которая охватывает все действия, которые мы выполняем, находясь в какой-либо позиции. С точки зрения понятия «позиция» Kinaesthetics подразумевает способ распределения веса тела в условиях силы тяжести. Kinaesthetics различает семь основных позиций — от позиции «лежа» к позиции «стоя». Начиная с позиции «лежа на спине», каждая последующая более высокая позиция требует все более дифференцированной организации веса тела относительно силы тяжести. Поэтому они играют важную роль в развитии двигательной компетентности человека.
Концепция «Окружающая среда» направляет внимание на человеческие действия в их связи с окружающей средой. [1с.1-50]
В 2011 году после внедрения в практику Kinaesthetics была проведена оценка эффективности ЛФК у детей с ДЦП (по Семеновой К.А.). Значительных улучшений из 34 человек достигли 17 детей, незначительных — 7, без изменений — 11 в силу тяжести заболеваний и низкой мотивации родителей в развитии двигательной компетентности детей.
Практический пример. Надя Ш. , 6 лет. Диагноз детский церебральный паралич. На момент первичного осмотра отмечалась низкая двигательная компетентность: самостоятельно присаживалась плохо, на четвереньках передвигалась только по-заячьи –прыжками, самостоятельно не стояла на коленях, плохо удерживала равновесие. Нарушена координация движений. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно (самостоятельно не ест, не одевается, не раздевается)
Занятия с ребенком проводились родителями, согласно индивидуальной программе развития двигательной компетентности Нади Ш., разработанной инструктором ЛФК. Программа на основе концептуальной системы Kinaesthetics включала комплексы упражнений на онтогенетическое развитие, развитие координации движений и равновесия, выработку новых навыков адекватного движения, тренировку определенных групп мышц. Кроме этого, с родителями была проведена беседа о значении бытовой адаптации и самообслуживания, даны соответствующие рекомендации по формированию навыков самообслуживания, использования технических средств реабилитации.
В течение 4 месяцев 1 раз в две недели осуществлялась коррекция комплексов упражнений в соответствии с принципами кинезитерапии и с учетом результатов, достигнутыми ребенком.
Промежуточным итогом в процессе воспитания и формирования двигательной компетентности, стали следующие результаты: у Нади значительно улучшилась координация движений. Это отмечается и при выполнении упражнений, и в обычных действиях – чаще стала передвигаться способом перекрестного пользования, уверенно присаживаться через бочок. Улучшилось равновесие – стоит у опоры на коленях. Стала использовать приобретенный навык в обыденной жизни — доставать предмет, находящийся высоко. Может непродолжительно 3-4 сек. удерживать равновесие на 3-х конечностях. Научилась в короткий срок (2 недели) кушать самостоятельно. Научилась снимать варежки и шапку, с помощью снимать кофту, расстегивать молнию, расстегивать и застегивать липучки на обуви. Пытается одевать и снимать трусики, подтягивать колготки. По рекомендации родители стали использовать для Нади техническое средство реабилитации — шину Виленского, используемую для профилактики вывихов тазобедренных суставов и тутора для профилактики контрактур голеностопных суставов. Еще одно достижение -активизация речи. Надя стала говорить сложными предложениями, составлять сюжетный рассказ. Родители полученными результатами довольны. Конечно, еще многое нужно закрепить, многому надо научиться и Наде и ее родителям на пути к независимости.
Максим Ч., 41г. Профессия-водитель. Анамнез заболевания: травма шейного отдела позвоночника, взрывной перелом С5, перелом передненижнего апофиза С4 со сдавлением спинного мозга. Верхний парапарез, нижняя параплегия шейного отдела позвоночника в 2006 году. На момент первой встречи с Максимом срок после травмы составлял 4 года. Максим занимался дома при помощи родителя.
Активные движения в поясе нижних конечностей отсутствуют, наблюдался сильный приходящий тонус. В поясе верхних конечностей движения ограничены, амплитуда движений ниже средней, низкая мышечная сила, кисти рук зажаты в кулак. Навыки письма сохранены, но ручку удерживает своим способом. Слабый щипковый захват. Повороты со спины на бок, на живот совершались преимущественно в пассивном режиме. В положении сидя на кровати равновесие удерживал плохо, наблюдалась слабая опора на кисти рук, предплечья. Работа кишечника нарушена — запоры. Техническое средство реабилитации — вертикализатор не использовался, на коляске Максим самостоятельно не передвигался. Из навыков самообслуживания: самостоятельно кушает, бреется электробритвой, чистит зубы, пишет, переворачивает страницы книги.
С момента первой встречи с Максимом прошло 4 года.
В первый год работа была направлена на увеличение амплитуды движений и мышечной силы в поясе верхних конечностей, координацию движений, на формирование волевых активных движений при поворотах на бок, живот, на спину, формирование опоры на предплечья. Большая часть упражнений осуществлялась в положении лежа.
Результат: В первый месяц удалось частично нормализовать работу кишечника при помощи добавления в рацион питания утром, натощак медовой воды. Способ используется до сих пор. Еще Максим бросил курить. Значительно улучшилась опора на предплечья, появились активные движения при поворотах. Самостоятельно проезжал на коляске 3-4 метра.
Пример из дневника Максима
С 25.07.10г. отжимание от стола до половины. Сидя на коляске, откланяюсь от спинки с упором на руки.
10.08.10.Переворот на живот до половины
14.08.10Начал заниматься стопами. Появилось ощущение ватных ного. Иногда колики в пальцах.
20.08.10Отжимаюсь от стола сидя на коляске — 2 раза
23.08.10 Получается переворачиваться с боку на спину.
27.08.10. Самостоятельно ездил на коляске из комнаты в комнату. Отжимаюсь от стола сидя на коляске — 4 раза
09.10.10.Отжимаюсь от стола 10 раз
01.11.10.Пробовал из положения сидя на кровати ложиться через упор на локти.
12.11.10. Научился разворачиваться на коляске.
18.11.10. Переложил книгу с колен на комод
14. 12.10.Научился перебирать фасоль, горох
Во второй год осуществлялось совершенствование поворотов, формирование навыков присаживания через бок, формирование опоры на предплечье, кисть, развитие мелкой моторики (сортировка бобовых, разрыв бумаги, лепка из пластилина простейших элементов(колбаски)), формирование простейших навыков самообслуживания (умывание, одевание майки, шапки). Большая часть упражнений осуществлялась в положении лежа и сидя. Выполнялись упражнения на улучшение координации движений, равновесия.
Результат: Укрепление мышечного корсета, значительно улучшилась опора на кисти. В положении сидя на кровати при закрытых глазах удерживал равновесие до 1 мин. Научился отделять крупную фасоль от мелкой, рвать газету на полоски, катать из пластилина колбаски. Научился проползать на кровати вперед, ночью стягивать одеяло. Научился с помощью из положения лежа на животе переворачиваться в коляску. Самостоятельно на коляске научился проезжать из комнаты в комнату.
Пример из дневника Максима
10.01.11. Утром самостоятельно полотенцем умываюсь.
30.01.11Сидя в кресле-коляске поднимаю рукой ногу за ремень.
10.02.11. Делаю разминку с гантелями
06.03.11. Получается сидеть на кровати с прямой спиной
18.03.11. Перебираю чашечку фасоли уже за 1 день.
20.03.11. Заезжаю и выезжаю за стол на коляске самостоятельно
25.03.11.Обедаю за столом, леплю из пластилина
03.04.11. Сижу на коляске с прямой спиной
12.04.11. В ванне трусь вехоткой, самостоятельно обливаюсь душем.
22.04.11. Переворачиваюсь из положения лежа на животе при опоре на локти в положение лежа на спине.
25.04.11. Отказался от слабительного
20.05.11. Начал лежать на боках, рвать газеты
12.07.11. Проехал на коляске несколько метров по улице самостоятельно
23.08.11. Научился ложиться из положения сидя на кровати самостоятельно
28.11.11.Научился одевать футболку и шапку самостоятельно
11.12.11. Первый раз стоял на вертикализаторе
20.12.11.Перекатываюсь с коляски на кровать
В третий и четвертый год работы осуществлялось совершенствование поворотов, формирование опоры на кисть, упражнения на координацию движений и равновесие, укрепление мышечного корсета, развитие мелкой моторики, совершенствование навыков самообслуживания. Упражнения осуществлялись в положении лежа, сидя, стоя. Результат: с частичной помощью переворачивается на бок, живот, с живота на спину научился переворачиваться самостоятельно. С помощью проползает 1-2 шага назад. В положении сидя при закрытых глазах равновесие удерживает до 3 мин. В положении сидя выполняет упражнения направленные на развитие пояса верхних конечностей. Пытается в положении сидя переместиться назад. Научился с помощью переворачиваться с кровати на заднеопорный вертикализатор. Время стояния на вертикализаторе за год увеличилось с 3-5 минут до 15 минут. В положении стоя, с использованием вертикализатора, научился раскрывать кисть при бросании небольших колючих мячей в разные направления. Пытается наклоняться в стороны. Может удержать 1,5литровую бутылку, вложенную в кисть и пить из нее. Осваивает компьютер, печатает на клавиатуре обеими руками: указательным пальцем левой руки, средней фалангой большого пальца правой руки. На коляске проезжает 10-15 метров.
Пример из дневника Максима
25.01.12. Перекатываюсь с кровати на коляску
25.02.12. Сплю опять на боках.
07.03.12. Ровно год не курю и не пью алкоголь
02.04.12. Утром на коляске ездил на кухню умываться и завтракать
16.04.12 Сплю на боках
12.03.13. Осваиваю компьютер, играю в игры, завел электронную почту, скайп.
05.05.14. Нашел работу в компьютере
25.05.2014. Самостоятельно сидя на кровати поправил шторку
Максим многого достиг, не потерял себя, он-мужчина. Он также как и Надя учится быть независимым.
Успехи Максима, Нади и ее родителей, которые следовали совместно с инструктором ЛФК принципам кинезитерапии и Kinaesthetics показали , что теоретическая основа, воплощенная в практику позволила расширить их двигательную компетентность, и дала возможность самосовершенствоваться специалисту в своей профессиональной деятельности.
Литература:
1.Kinaesthetics Концептуальная система Третье исправленное издание 2009 года полностью переработанного нового издания 2007 года /Редакционная группа: Розмари Зутер, Бригиттэ Марти-Тойбер, Штэфэн Кнобель, Штэфан Марти– Тойбер. © 2008 European Kinaesthetics Association ЕКА, Thomas Bernhard Weg 6, AT 4020 Linz ISBN 3-926055-95-0
2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. –М.: Медицина, 2004.- 384 с.
3. Развитие движения при различных формах ДЦП / Л.М.Зельдин. – М.:Теревинф, 2012.-136с.
4. Физиотерапия: Пер.с польск./Под ред.М.Вейсса, А.Зембатого. – М.Медицина, 1986, 496с., ил. Пер. изд.: ПНР, 1983